Подготовка к родам. Учиться рожать – экзотика или необходимость
Опубликовано 01.07.2013 в Статьи
Многие наверно согласятся с тем, что период беременности имеет свою, ни с чем не сравнимую ауру, когда жизнь приобретает новый смысл, новые оттенки. Наше существование наполняется каким-то особенным внутренним светом, ощущением возложенной на нас высокой миссии. Действительно, большинство будущих мам, пытаясь передать своё новое состояние, описывают чувство безграничной ответственности, с каким ранее просто не приходилось сталкиваться. Кажется, чего бы только ни сделала, чтобы ребёнок родился здоровым и крепким.
Для чего мы ходим в “школу”?
Довольно часто, особенно в последнем триместре беременности, нас посещают тревожные мысли о предстоящих родах, и не без оснований. Этот радостный момент, кульминация долгих месяцев ожидания является одновременно и серьёзным испытанием для мамы и её малыша. Давно известно, что в момент рождения закладываются самые фундаментальные слои нашей психики. От того, как ребёнок пройдёт свой родовый марафон, во многом зависит характер будущего взрослого, его стойкость к различным неурядицам, умение постоять за себя, способность радоваться жизни и любить окружающих. Благоприятные обстоятельства складываются благодаря правильному настрою матери в родах, её любви, постоянной поддержке, уверенности и спокойствию ,которые малыш впитывает в себя ещё до рождения на свет. Такой эмоциональный настрой очень важен и для самой роженицы,т.к. облегчает её состояние и способствует максимально физиологичному и лёгкому родоразрешению. Конечно все мы устроены индивидуально, по-разному переносим боль и психические нагрузки. В связи с этим, специалисты в области акушерства и перинатальной (дородовой) психологии всё чаще говорят о том, что беременных нужно ” учить рожать”!
На первый взгляд даже сама фраза “я учусь рожать” звучит непривычно, потому что роды – процесс сугубо естественный, где обо всём необходимом природа уже давно позаботилась. Школы дородовой подготовки приемущественно посещаются для приобретения теоретических знаний и ради общения друг с другом. Такие занятия дают женщине уверенность, выполняют необходимую психотерапевтическую функцию. Значение такой программы очень велико, но оказалось недостаточным. Вооружившись большим арсеналом записей, будущая мама считает себя вполне подготовленной для родов. К сожалению это не совсем так. Акушерский опыт показывает, что с первой сильной схваткой все наставления и лекции, полученные в “школе”, женщина забывает и чувствует растерянность, напряжение, а порой и страх перед своими новыми ощущениями. Это особенно касается рожающих впервые.
Почему же наши занятия не приносят плодов? Попробуем разобраться, но для начала…
Дадим слово природе.
Пока мы слушаем лекцию, беседуем, учимся самомассажу и”правильному дыханию” на схватках, мы всё время пребываем в режиме активного бодрствования. Эта функция обеспечивается в основном корой больших полушарий мозга и даёт нам возможность хорошо усваивать информацию на уровне интеллекта. Однако во время родов под влиянием естественных физиологических процессов происходит торможение коры и возрастает активность подкорки и спинного мозга. Это более древние, архаичные структуры нервной организации, отвечающие за наши животные инстинкты, природную сущность. Подобный механизм называется”родовой доминантой” и является защитным. Он уменьшает влияние всевозможных раздражителей (внешних и внутренних) на нервную систему роженицы и делает её менее подверженной различным видам стресса. Такое “особое родовое состояние” помогает женщине успокоиться,почувствовать себя раскрепощённой и расслабленной.. Именно тогда наш мозг выделяет наибольшее количество эндорфинов – естественных морфинов, которые являются прекрасным обезболивающим средством, что позволяет избежать излишнего использования наркотических препаратов. Кроме того, это состояние запускает выделение простагландинов – биологически-активных веществ, способствующих размягчению тканей половых путей.. Ткани становятся более податливыми и растяжимыми, таким образом разрешение проходит скореее, а травматический риск для мамы и малыша уменьшается. Теперь становится понятным, зачем акушерка часто просит роженицу расслабиться, но остаётся неясным, почему нам так трудно бывает послушаться её совета даже после долгой подготовки в школе беременных.
Не заблудиться в зазеркалье.
Как уже упоминалось, на занятиях работает”окультуренная” часть нашей психики,одна из функций которой.- сдерживать проявления природных инстинктов. Обучается приемущественно голова, оставляя в стороне потребности тела, которому требуется более естественная, стихийная среда подкорки.. Вот и получается, что готовимся мы в одном режиме, а рожаем в другом, забывая все навыки, приобретённые на лекциях.
К сожалению современной женщине трудно быть естественной, отсюда возникают сложности. Она закрепощена жёсткими стереотипами поведения, которые диктует общество, а природа педъявляет к ней всё те же требования, как и сотни лет назад. Напротив,представительницы примитивных народов (от лат. primitivus – простой, бесхитростный) рожают легко, можно сказать профессионально. Это связано не только с определённой раскованностью в поведении., но и с отсутствием у них излишних тревог и страхов, которые мы как раз имеем в достатке, благодаря огромному количеству средств массовой информации. Наши страхи приводят к психологическому напряжению в родах, невозможности прочного установления “родовой доминанты”, отсюда неминуемо возникает физическое напряжение, сопротивление тела, несущее болезненные ощущения, что вновь порождает страх, замыкая порочный круг. В этом случае медики прибегают к акушерскому наркозу. Под его воздействием женщина ведёт себя, подобно пьяной, не ориентируется в окружающем, теряет эмоциональную связь с ребёнком и контроль над своими родами. Реальная память об этом промежутке времени у неё отсутствует, а тело запоминает все перенесённые ощущения. Такая ситуация может приводить к послеродовой депрессии, задерживать восстановление после родов.
Обрести согласие с собой
Как же помочь роженице расслабиться, не прибегая к помощи наркотических средств? Ей так же важно сохранить хороший контроль над ситуацией, чтобы роды прошли максимально естественно. Такой метод существует. Он сочетает в себе технику глубокого дыхания с двиготельно-голосовой практикой и позволяет сознательно переключаться из состояния активного бодрствования в режим подкорки. В таком режиме наше естество учится рожать, вернее вспоминает всё то, что заглушила в нём цивизация. Женщина становится более раскованной, стихийной, легче выражает свои эмоции и желания. Это делается невербально, на языке природы, посредством характерных звуков, дыхания, движений. При этом она хорошо контролирует себя и внешнюю обстановку.
Максимально расслабленной и естественной в родах важно быть ещё и потому, что они проходят на секуальных гормонах, являясь очень тонким, интимным процессом. Необходимо полностью погрузиться в свои ощущения и внимательно “слушать” своё тело, а также вырабатывать в себе умение довериться помощнику в родах. Как показывает практика, положиться на другого, позволить оказать себе помощь для некоторых людей становится сложной задачей.. На таких тренингах снимаются межличностные барьеры, давние комплексы. Опытные инструкторы помогают будущим мамам обрести гормонию в себе, в своих отношениях с ещё не родившимся малышом.
Голосовая практика так же служит для расслабления. Гудение или пение на схватках отвлекают женщину от неприятных ощущений, а вибрация, создаваемая голосом в теле, является неплохим обезболивающим средством. Для усиления эффекта звук специальными приёмами направляют непосредственно в нужный участок тела.
Тяжело в учении – легко в бою.
Инструктор, готовивший женщину на протяжении беременности, сопровождает её в родах. Такой специалист изначально имеет психологическое или мединское образование. Он обязательно изучает заранее индивидуальные нюансы характера беременной, проводит с ней индивидуальные беседы, помогает выбрать роддом, где допускается присутствие сопровождающего, знакомит с опытным врачом. Теперь это помощница в родах. Она окажет женщине психологическую помощь, напомнит различные приёмы обезболивания, удобные разгружающие позы для схваток, элементы дыхательно-голосовой практики, оптимальное поведение в потугах. В ранний послеродовый перид инструктор поможет новоиспечённой маме установить первый контакт с ребёнком, создать особую обстановку любви, интимности и тепла. Как известно, в родах время течёт по-другому, и ежеминутная поддержка очень важна. Врачи акушеры-гинекологи по специфике своей работы не могут её оказывать, но бывают очень довольны, если рядом с роженицей находится сопровождающая. Они отмечают, что выпускницы подобных курсов рожают мягко, правильно ведут себя в родах, хорошо выполняют требования акушеров и реже нуждаются в использовании наркотических средств. После благоприятных родов женщина быстрее восстанавливается, а полученные на занятиях теоретические знания и прекрасная физическая подготовка помогут ей в короткие сроки вернуться к радостной, активной жизни вместе со своим малышом.
Анна Шатхина, психолог-акушерка